?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Робер де Монтескью

Один из самых известных французских денди, законодателей светской моды рубежа XIX-XX веков (1855-1921).


Портрет Робера де Мотескью кисти Джованни Болдини, 1897


Оказывается, граф Робер де Монтескье-Фезансак послужил прототипом для двух известных литературных героев: герцога дез Эссента (роман Гюисманса "Наоборот") и барона де Шарлюса (Пруст "В поисках утраченного времени"). Интерьер эстетского жилища дез Эссента и даже история с инкрустацией драгоценными камнями панциря живой черепахи (которая этого не вынесла), что меня особенно поразило - не плод фантазии Гюисманса, а описание реальных фактов. Удивительно).

Отрывок из книги Ольги Вайнштейн "Денди: Мода. Литература. Стиль жизни":
Структуры интерьера
«Интерьер - это состояние души», - любил говорить граф де Монтескью. Каждое свое жилище граф обустраивал как особое эстетическое пространство, подчиненное авторской концепции. Например, у него была комната, посвященная луне, где господствовал дух ночи. Интерьер в ней был выдержан в лазурных и серебряных тонах. Вот как описывал это помещение сам Монтескью в своих мемуарах: «Одна стена в комнате была темно-синего цвета, в затененной нише стояло кресло, обитое материей того же оттенка; противоположная стена была затянута серой тканью с рисунками камей, а стена у камина - серебристой кожей, с узором из голубых веточек; наконец, четвертая стена была покрыта бархатом очаровательного серого оттенка, которого обычно называют "Стивенс", а по-моему, его было бы точнее назвать "мышино-серым"» . На полу лежал темно-серый ковер, на котором играли тени от полупрозрачной газовой материи, подвешенной напротив, что создавало иллюзию струящегося лунного света. Стены были украшены какемоно и вышивкой, в стеклянной вазе стоял пурпурный ирис.
Анализируя символику интерьера, французский культуролог Жан Бодрийяр показал, что отказ от ярких цветов составляет особый шик: «Краска... чаще всего предстает в смягченной форме "оттенков" и "нюансов". Серый, лиловый, гранатовый, бежевый - все эти оттенки приличествуют бархату, сукну и атласу, интерьеру с изобилием тканей, занавесей, ковров, драпировок, тяжелых субстанций и "стильных" форм; мораль такого интерьера предписывает отказываться и от краски, и от пространства. Но прежде всего - от краски: она слишком зрелищна и грозит нарушить закрытость внутреннего пространства... черное, белое и серое составляют не только нулевую степень красочности, но также и парадигму социального достоинства, вытесненности желаний и морального "стэндинга"» . Как видим, и в дизайне интерьера, и в одежде у Монтескью проявлялся один и тот же аристократический вкус.
Декорируя комнату, Монтескью нередко прибегал к языку аллегории: в библиотеке на фоне золотисто-зеленой кожи были изображены павлиньи перья, что должно было обозначать сто глаз знания . В гостиной, стилизованной под сад, он разложил ковры травяных оттенков и на них поставил бронзовые статуэтки животных (отсюда уже рукой подать до заводных рыбок в аквариуме дез Эссента - впрочем, интерьеры этого героя Гюисманса и возникли как прямое подражание стилю Монтескью).
Почетное место в комнате графа занимали особые стеклянные витрины с галстуками в пастельных тонах и жилетами, которые служили и в качестве шкафчиков, и для декоративных целей, напоминая о дендизме графа. Сам владелец не без эстетства замечал, что такая витрина издалека напоминает глыбу мрамора с тонкими прожилками.
Некоторые из его дизайнерских находок далеко опережают свое время - так, он очень изобретательно использовал освещение, играя с объемами комнаты. Желая создать эффект радужных бликов, граф, вместо того чтобы банально использовать витражные стекла, поставил на подоконнике коллекцию разноцветных флаконов из-под духов и бокалов, преломляющих свет. Это, по его мысли, приятно возбуждало не только зрение, но также вкус и обоняние. В другой раз он умудрился создать иллюзию движения в интерьере благодаря орнаменту из жимолости: вьющиеся линии карабкались с одной стены на другую, пульсируя в едином сквозном ритме. Танец изогнутых линий - характерная черта искусства Art Nouveau, и интерьеры Монтескью можно без всяких натяжек считать классикой этого стиля. Основной принцип такого интерьера - ставка на артистическую искусственность .
Одну из комнат в своем жилище граф посвятил мистике: одно время он серьезно увлекался спиритизмом и свято верил в возможность общения с умершими. В оформлении были задействованы предметы из церковной утвари, дубовая скамья для хора и даже колокол. Именно эта комната почти буквально описана в «Наоборот» Гюисманса, превратившись в кабинет дез Эссента. Потолок там затянут небесно-голубой тканью, предназначенной для церковных одеяний, подставкой для книг служит аналой - старинный кованый пюпитр, шторы сшиты из кусков епитрахили: «ее тусклое, словно закопченное, золото угасало на мертвой ржавчине шелка. Наконец, на камине, с занавеской также из стихаря роскошной флорентийской парчи, между двух византийского стиля позолоченных медных потиров из бьеврского Аббатства-в-Лесах, находилась великолепная трехчастная церковная риза, преискусно сработанная» . Аналогичным образом предметы церковного антуража фигурируют в спальне дез Эссента, стилизованной под монастырскую келью, где в качестве ночного столика используется старая скамеечка для молитвы и горят церковные восковые свечи. Разумеется, вся эта атрибутика выступает не столько как объект религиозных размышлений, сколько как декоративный прием, повод для эстетского созерцания. Сходный умственный настрой, по всей видимости, присутствовал в католицизме Барбе д'Оревильи.

Posts from This Journal by “Литература” Tag

  • "Удача никогда не упразднит случая"

    Поэма Стефана Малларме 1897 года, которую называют "логическим завершением творческого пути" поэта. Перевод мне пока найти не удалось. Вот…

  • Творческий вечер Захара Прилепина

    Конечно, я слышала имя Захара Прилепина, знала, что он - автор романа "Обитель", о котором вокруг что-то громко говорили, но я не вникала. Когда…

  • "Жёлтая книга"

    На вкус и цвет товарищей нет, но... почему лондонская "Таймс" в 1890-х годах назвала этот цвет "омерзительным"? ("Мы полагаем, что "Йеллоу бук"…

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
featherygold
Sep. 25th, 2016 05:56 pm (UTC)
Элегантен!
Марина, поддержи меня на традиционном осеннем конкурсе в http://wokrug-sveta.livejournal.com/
Спасибо!
Будет несколько постов, естественно, ты заглядывай время от времени))
skazka_bochki
Sep. 25th, 2016 06:55 pm (UTC)
Спасибо!)
С радостью и огромным удовольствием!)))
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

skazka_bochki
skazka_bochki

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by phuck