skazka_bochki (skazka_bochki) wrote,
skazka_bochki
skazka_bochki

Category:

Как я читаю лекции: попытка самоанализа

Завтра я заканчиваю работу с очниками в этом семестре (как всегда, вычитывала в ускоренном темпе, чтобы иметь возможность уехать - спасибо деканату, что идут навстречу! С другой стороны, моя готовность закрыть любую дыру в расписании, только бы отработать положенные часы, тоже иногда их радует, надеюсь:)
Подводя итоги, размышляю, что удалось, а что получилось, прямо скажем, так себе.


На первых занятиях я обычно оцениваю уровень слушателей и затем выстраиваю стратегию.
Сейчас была небольшая группа средних интеллектуальных способностей, но активно любопытная, и, что хуже всего, не читающая. Давать им какие-то серьёзные вещи не было особого смысла: не понимают, уходят в себя, механически записывают, пропуская мимо ушей. Мне так неинтересно. Хочется использовать отзывчивость этих студентов - они с радостью идут на контакт, вступают в диалог, но нужно объяснять на понятном им языке (минимум терминов, максимум яркости и примеров из жизни).
Из этого я получаю первый минус себе: популяризаторство. Но мне так отчаянно хочется разбудить в них интерес к зарубежной литературе или, наоборот, не убить его окончательно, что я иду на это преступление. Минус этот царапнет и по моему профессионализму: после расслабленности и разболтанности таких занятий трудно возвращаться к классическому стилю.
Впервые мы работали на практических каждый за отдельным компьютером. Мне всё понравилось, можно улучшать и придумывать, что сделать, бесконечно. Ребята чувствуют себя в своей стихии. Единственный юноша сидел в интернете первое занятие и работу сдал позорную, но потом исправился. Эта форма в сто раз увлекательнее, чем выслушивание их докладов, тем более, что я все время не могу удержаться и перебиваю. Но в форме коллективного обсуждения проблемы (например, когда они готовят характеристики образов по тексту) можно сохранить.
Заданные условия настроили меня на импровизацию. Я поставила перед собой задачу сократить время подготовки к лекции - работать на ресурсах памяти и воспринимать занятие как творческий акт. То есть я знаю тему, очерчиваю круг проблем, но в какой последовательности или чему больше уделю внимания, заранее не планирую. Это категорически не мой стиль, что дарило новые переживания)).
Из недостатков: программа изуродована :(
Но часы и так урезаны настолько, что полноценных знаний без самостоятельной работы студенты не получат. А самостоятельно они работать не будут (эта группа; в прошлом семестре все было отлично). Я рассудила так: пусть узнают меньше по объёму, да лучше. Сосредоточилась на любимых авторах и темах.
Дала себе полную свободу: захотелось в связи с теорией "войны полов" Стриндберга рассказать (вообще-то должна была просто напомнить, но они, конечно, ничего не знали) о взаимоотношениях Адама и Евы в "Потерянном рае" Мильтона - взяла и потратила на это десять минут (получается, отняла хоть у Гауптмана); вернулась с фестиваля МакДонаха в Перми - подробно, в красках донесла информацию и о проблеме "черного юмора" и о традициях ирландской литературы (как введение к теме "Шоу"), и о самом фестивале, естественно.
Конечно, же живописала "Идеального мужа" К. Богомолова. Может, мы не слишком тщательно разобрали из-за этого "Дориана Грея", но я пошла на такую жертву. И это было хотя в тему. Но я также рассказывала и о "новой драме", и о Коляда-театре, рекомендовала посмотреть "Жанну" Пулинович у нас, в Уфе, а моноспектакли Гришковца - на ютубе.
Про новые формы в театре - на примере "Лады", и о возвращении натурализма на новом витке - у МакДонаха.
Что еще нехорошего: в импровизационном режиме я невнятно артикулирую и слишком быстро говорю; также перескакиваю с мысли на мысль ))
Выводы этого семестра: хочу вернуться к форме классической лекции с элементами диалога со студентами. Всё-таки, в душе осталось ощущение халтуры.

P. S. В университете ввели аттестацию преподавателей студентами; результаты конфиденциальны. Мне эта идея не нравилась (удобный способ сводить счёты с преподом). На днях начальство меня спросило, не хочу ли я увеличить нагрузку, так как студенты меня хвалят:) Когда хвалят, всегда приятно, но я больше удивилась тому, что эти оценки не только навредить могут)))
Tags: Преподавательское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments