?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у bertran01 в Вселенная Дэнни Бойла
ИМХО, это ПРЕВОСХОДНАЯ и очень точная рецензия на "Франкенштейна". А какое превосходное обрамление цитатами и иллюстрациями!
Не могу не перепостить - наслаждайтесь вместе со мной!


Оригинал взят у gingerra в Вселенная Дэнни Бойла
Так что же это за три ингредиента, из которых можно приготовить Вселенную?
Во-первых, нам потребуется Материя: она окружает нас...
Во-вторых, вам понадобится Энергия: она пропитывает вселенную, управляет процессами, которые делают вселенную динамичным, постоянно меняющимся местом.
Третий ингредиент для создания вселенной – Пространство. Очень много пространства…
Стивен Хокинг, "Почему? Вопросы мироздания. Существует ли Создатель?"


Материя. Уже столько сказано о сценографии этого спектакля. Но вот сама сцена... Я как-то  не думала, что она такая... не цельная  и  не гладкая. И собрана из разных… как это называется? реек? И еще там эти рельсы. И оба раза, когда  Создание  ползало и  билось в  спастике, я  все  думала  об эти рейках, и рельсах,  и неровностях, которые чувствуются кожей; и  про обязательные мелкие щепки, которые просто не могут не впиваться каждый раз под кожу; и еще про те следы, которые остаются после того, как проедешься по деревянным половицам голым животом или коленями со всего маху, как бывало в детстве,  или как здесь: отталкиваясь руками и назад всем телом без одежды, прямо  кожей по этой  сцене.  Как же это обжигающе больно! И  вот это было  второе  сильное  впечатление. После процесса рождения.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
И как же удобно смотреть обе версии сразу. Отдельные моменты показаны с разных ракурсов. И, конечно, версия, где Камбербэтч – Создание более выигрышная с точки зрения крупных и средних планов. Именно момент рождения. И это, в том числе, решает общее впечатление.
 
Лаконичность оформления. Да чего там – минимализм. При четко продуманном взаимодействии всех элементов. Вот рельсы: и по ним,  из глубины,  несется прямо на Создание (и на нас)  Паровоз - грохочущий, сверкающий, оглушающе непонятный, сметающий все на своем пути Мир, в который Создание  было брошено по воле своего Творца (как же гениально, одной сценой, Бойл  "рисует"  городскую Англию Мэри Шелли!). Сцена закончилась: минимум передвижений, которые, впрочем, незаметны, и этот  враждебный ужас в одну минуту сменился Природой, которой совсем не важно, как ты выглядишь - она примет всех. И опять всего  два-три штриха: и вот уже сквозь те же рельсы  «проросла»  настоящая трава, выпустили  из снопов птиц,  потом   "отыгранный"  светом и фактурой ткани (?) восход  солнца, звуки  и… дождь! Настоящий дождь в театре! (ну, почти... но ведь льется сверху!)  О…А  все  эти сценические  механизмы!
Поднимающиеся из глубин сцены  декорации дома Виктора.  При этом   вращающийся круг  фиксируется неровно, а чуть наискосок, и  один край приподнят. Вроде ничего такого, но вот если бы было плоско, то потерялось бы что-то. Точно. Или вот бывает иногда, что сцена практически пустая, но это не помогает сосредоточиться на героях, как это может быть задумывал режиссер, а наоборот – мешает. Здесь минимализм  не отвлекает, а дает ощущение безграничности пространства сцены. И это живое  пространство. Оно дышит музыкой,  светом и  еще чем-то призрачным и неуловимым, как  легкий дым над "Женевским  озером"  или  в  "горах Швейцарии". Опять же, при той энергии, которая выплескивается со сцены так, что ощущается по эту сторону экрана, сложно адекватно оценивать все тонкости сценографии. Оно как-то все вместе.

Энергия. И у нее два мощных источника: Бенедикт Камбербэтч и Джонни Ли Миллер. Их  Создания отличаются полутонами и нюансами, но в целом решение образа  - одно. И это решение  ошеломляет полностью. От макушки до пяток. Пробирает  весь организм  насквозь только так. Насколько я поняла, пьеса Ника Дира   хоть и называется "Франкенштейн", но практически полностью построена на главах романа Мэри Шелли (11-17), в которых идет рассказ  от лица Создания. Все эти метания, объяснения и прочие  горячки  Виктора "до того"   остаются при этом   "за кадром". Может быть, как раз этим объясняется такая целостность образа Создания и  настолько  разные Викторы? OMG…какие же они разные! Это невероятно. Нервный, уязвимый, мятущийся, сомневающийся и какой-то… очень "человечный"  Виктор Ли Миллера. Вот  глядя на  него, верю, что он сидел безвылазно в комнате и не выходил, боясь встретиться со своим Монстром наяву.
И целостный, твердый, решительный, ученый - исследователь, тот, кто низвергает основы и постигает истины Виктор Камбербэтча. Этот,  если  и  закроется в комнате, то только для того, чтобы придумать атомную бомбу и таким образом решить проблему. Утрирую, конечно, но вот в каком-то таком направлении можно объяснить мои ощущения от Камбербэтча - Франкенштейна. Особенно  ярко эта  разница проявляется в сцене, когда Виктор Франкенштейн произносит в ответ на претензии Элизабет, о том, что он про нее совсем забыл, а скоро свадьба,   свое недоумевающее  "и…". И вот услышав эти два разных  "и…"  как-то сразу становится понятно, кто  из них есть кто. Вот если их соединить в  одного Франкенштейна, то Бенедикт – это Виктор в процессе своего эпического эксперимента и до того, как испытал Страх, а Джонни  – это Виктор после. В сценах с Созданием  для меня реальней был Бенедикт – Франкенштейн, в семейных сценах – Ли Миллер. И, продолжая  тему "если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…"  выскажу свою идеальную и  очень  субъективную версию  этого спектакля  *откашливаясь*  значится так: Виктор Франкенштейн – Бенедикт Камбербэтч (аплодисменты), Создание - Benedict Cumberbatch (несмолкающие аплодисменты).
Прости Джонни. Было хорошо. Правда. Опять же нельзя не признать, что  вдвоем  вполовину  безопаснее для общей целостности потенциально оскароносного организма.


Пространство, внутри которого Франкенштейн и Создание.
Привет тебе, зловещий мир! Привет,
Геенна запредельная! Прими
Хозяина, чей дух не устрашат
Ни время, ни пространство. Он в себе
Обрел свое пространство и создать
В себе из Рая - Ад и Рай из Ада
Он может. Где б я ни был, все равно
Собой останусь,- в этом не слабей
Того, кто громом первенство снискал.
Здесь мы свободны. Здесь не создал Он
Завидный край; Он не изгонит нас
Из этих мест. Здесь наша власть прочна,
И мне сдается, даже в бездне власть -
Достойная награда. Лучше быть
Владыкой Ада, чем слугою Неба!
…так молвил Сатана…
Джон Мильтон, "Потерянный рай" (перевод Аркадия Штейнберга)
[***]
*это как раз тот отрывок, который недоцитировало Создание, поражая своей ученостью Виктора. Как-то понятнее становится, почему Созданию больше нравится Сатана. Нет?


Их отношения  - "качели"  от незнания к постижению, от абсолютной и безграничной веры к сокрушительному разочарованию и обратно -  от отрицания  к необходимости обязательного присутствия Создателя. Попытка найти ответы на вечные вопросы:
Кто я? - Монстр, Чудовище, существо, которого не должно было быть, результат эксперимента. И только для слепого старика  я - "добрый человек". Ох, уж эти слепые идеалисты, в окружении мудрых книг…
Зачем я создан? Этот вопрос задает Виктору Создание, этот же вопрос (зачем?) Виктор слышит и от Элизабет. О, у него есть ответ, но вряд ли он им понравится...
Откуда и куда я иду?
Откуда? Из небытия, из ниоткуда.
Куда?    А  вот здесь, пожалуй, можно дать более  точный ответ: за своим Создателем.
Для чего? Мстить. Только ли?  Я иду, чтобы не оставаться одному. Я мог бы убить его. Сразу. И еще много раз. Но я оставляю и оставляю его живым. Не только потому, что он мне нужен. Еще потому что «пока жив ты - жив и я. Так мы едины». Поэтому  "не умирай, не умирай, вот хорошее вино…". И еще вот это гордое и  воинственно-беззащитное одновременно  "я умею вести диалог"  и похлопать рукой рядом (сядь, поговори  со мной, пойми, мне важно объяснить это именно тебе).  *И  существует  это только в версии Бенедикта)
Это  ведь это  не только  Создание, это мы задаем Ему те же вопросы:  зачем я здесь и зачем я такой? если создал, то почему оставил одного, забыл, не видишь, не поддерживаешь?  нужен ли я тебе? и если нет, то кому? кому я нужен такой как создан?! Много это или мало для меня - быть тем, что я есть?

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Это мы – Создания. И какое бы имя (или множество имен) не носил наш Франкенштейн, его ответом на вопрос "зачем"   будет совсем  не   "для того, чтобы…"  (быть счастливыми, хорошими, послушными, успешными и что там еще далее по списку нам обещают в рамках договора?). Его ответом, видится мне, всегда будет  "потому  что"   (а это даже не "42"!).  Потому,  что он смог!   И поэтому вот  Я -  итог, решенного уравнения,  живое доказательство теоремы,  окончательный аргумент в споре с…кем?  Природой? Творцом (кем бы он ни был)?  Собой?  Собой. И даже не по причине гордыни, а потому что Виктору тоже никто не ответил на эти вопросы. Он искал эти ответы сам.  Как умел. У  кого искал юный Виктор ответы на свои вопросы? Согласно первоисточнику  у  Корнелия Агриппы, Альберта Великого и Парацельса.  Заглянем:
По Парацельсу, человек (который также является квинтэссенцией, или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами.

Кто развивал юный ум Создания? Мэри Шелли и на это дает ответ: Вольней своими «Руинами империй» , Мильтон «Потерянным Раем», "еще был один из томов «Жизнеописаний» Плутарха и «Страдания молодого Вертера»".
Нет  идей по поводу двух половинок одного целого? Ах, если бы все это , да в одном...

Виктор, он тоже, в своем роде Создание. Зеркальное его отражение. Один выживал, «усваивая» ненависть, страх, боль и разрушения; второго окружали любовь, забота и понимание. Но каков итог? «Я породил монстра!» - так, кажется, позже скажет отец Виктора?
Создание – итог познания Виктором мира. И  он обжегся. Ой! И отпрянув, отдернул руку* (как Создание от горячего котелка с крольчатиной). Одному было больно, другому – страшно. Но крольчатина остыла и была съедена, и боль прошла, оставив опыт. И Виктор, забыв страх,  уже   готов  совершить новый акт творения. Сильнее, выше, быстрее!  И, сдается мне, это происходит не только и не столько по причине, заключенного между ними договора. Перед тобой убийца брата. Убей его сейчас! Ты для этого и бродил по холодным горам - искал его. Не так ли? Чего договариваться-то?!  Но!  Восхищение и эйфория ученого от созерцания  «правильно решенного уравнения» (он живой! и светится он говорит! он разумен! а как он двигается!)  и  один только намек на возможность удовлетворить свое любопытство, но уже без  того липкого, позорного  страха (+ «благородный» повод)  – и он снова  в деле!  Вот это эмоциональное: «…и ты покинешь нас? Обещаешь? Обязательно? Непременно? Точно-точно?» - только приличия и не более. Тонкий-тонкий  слой  краски э... человечности, под которой холодный  блеск  чистого познания. Одно  движение  мысли в сторону  «я могу!»  – и этот слой  стирается  в одно касание.   Для себя он всё решил в тот  момент,  когда прозвучала просьба создать. И вот Камбербэтч именно такой.  Да.  Этот его мееедленный, оценивающий взгляд ученого за движением руки Элизабет во время, чуть ли не единственной, романтической сцены. Эта пылкость, с которой он рассуждает о том, что необходимо для создания совершенной женщины. В тот момент перед Созданием - Творец. И завороженный, обожающий взгляд Ли Миллера (кажется единственный момент, когда он так смотрит на Виктора) - кульминация его веры в  безграничность возможностей Франкенштейна.  Вот он – мой Создатель. Бог, который еще не разочаровал. Бог, который дает надежду. И я  пойду  за ним куда угодно.

Потом эту надежду у него отберут. Грубо. Подло. И они поменяются местами: больно будет  Виктору,  а Созданию - страшно… остаться без него. Потому что, во всем мире кроме Виктора, пусть и гонимого  местью, оно, Создание, никому не нужно. Совсем никому.  А этот, смотри!  Ползет,  тянется,  умирает,  но воскресает,  для того, чтобы всегда идти за тобой. Наконец-то ты ему нужен! Жизненно  необходим. И получается, что если ты  один в этом мире, то какая разница любовь или ненависть движет теми, кто остается рядом ? Они так и так  сопровождают тебя. И  нет одиночества.  Хотя… за той гранью, куда так стремятся эти двое, уже нет ни любви, ни ненависти. Только холод.  Может быть, это холод чистого познания?  Их поглощает свет, и они уходят, оставляя нам всё остальное. Всё, что сумеем увидеть в этой части Вселенной Дэнни Бойла.  А там еще видеть и видеть...

Для Вселенной можно подобрать множество эпитетов: восхитительная, прекрасная, жестокая, но вы не сможете назвать ее тесной. Куда ни посмотришь везде много, много, много пространства во всех направлениях – есть куда посмотреть.
Стивен Хокинг, «Почему? Вопросы мироздания. Существует ли Создатель?»


[*недодуманные мысли]
*Про руки. Практически нет сцен, когда Виктор касается руки Создания или Создание руки Виктора. Это будет только один раз, во время скрепления договора рукопожатием. И Дэнни Бойл сделал всё для того, чтобы эта сцена тщательно зафиксировалась в сознании тех, кто смотрит. Не просто пожали руки и разошлись, а растягивая это движение, как в замедленной съемке. И оба стоят пораженные тем, что случилось. А что, кстати, случилось? Творец коснулся Создания. Однако роль божьей искры в этой истории, если я не ошибаюсь, принадлежит гальванике и прочим вливаниям? И произошло это задолго до этого рукопожатия. Что же произошло в этот момент? Не знаю…но это было очень важно.
А потом им будет дан еще один шанс: тот единственный момент возможного понимания (может быть даже примирения) во льдах, когда их пальцы в одном касании друг от друга и…Творец отдернет руку. Презирая (кого? уж не себя ли?). Не прощая. Не забывая. А если бы они тогда соприкоснулись?

*А может это Адам без Бога? Ну, вот вся эта история. Вот фреска. На ней запечатлен момент за секунду до божественного касания. Через секунду Адам обретет душу. А Франкенштейн этого не сделал в свое время. Жизнь дал, а не «коснулся» вот так. Вот представим: опять та же фреска, тот же сюжет. Но эти двое не дотянутся друг до друга. Ну, вот не случится. Не произойдет. Разойдутся в разные стороны. Тот, который со свитой и бородатый отдернет руку. Что тогда? Тогда – «Франкенштейн» Дэнни Бойла.

*Так и остается у меня вопрос: почему Франкенштейн не стрелял там, в спальне? Почему дал уйти Созданию? В книге эта сцена подана по-другому: Виктор появляется в спальне уже после того как и поэтому там все логично: «я тебя породил – я тебя и убью» и, собственно, совместный тур к полюсу. А вот в пьесе… Что это было? Что за сомнения? Опять горячка?! Однако, Ник Дир все эти горячки благополучно в пьесе «задвинул» (за что ему спасибо). Или они, таки, подразумевались?

*Феликс и Агата: кто нам помогает? Сказочные существа. Почему они это делают? Потому что мы хорошие. Мы делали то-то и то-то, мы вели себя правильно и вот наша награда. И существа обязательно маленькие (а значит не опасные) и симпатичные, потому что добрые (помогают же). А добрые, потому что симпатичные. Добро, оно всегда красивое и мимишечное. А тот, кто «на лицо ужасный», тот злой и нехороший (а внутрь мы не заглядывали – кто же захочет?) - таких надо убивать. А куда ж его в самом-то деле? Не послом же в Тунис?
Вывод: добро - красивое, зло – некрасивое. Все, что для нас красиво – добро, все, что отвратительно – зло. А переставь местами: хаос, ужас и армагедонец тот еще получиться. Что и имеем в отдельно взятых случаях.


Вот.  Я  как  и  обещала  посмотрела  за  Олю koshmarelle,  за Женю cha_pai,  кого еще забыла?  Почти четыре часа искусства, девочки.   Было хорошо)

P.S.:
* Оформление -  иллюстрации работ Микеланджело Буонарроти (рисунки, фрагмент скульптуры "Давид", фреска "Сотворение  Адама" и её отдельные фрагменты) все с разных ресурсов, не помню когда, но точно знаю где - в  Гугле.
* Допускаю, что не все ошибки увидела. Прошу прощения. Готова  исправить по первому требованию.


Tags:

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
alte_liebe
Dec. 25th, 2014 04:39 pm (UTC)
Да... просто нет слов!
skazka_bochki
Dec. 26th, 2014 01:20 pm (UTC)
Рада, что Вас заинтересовало!))
Я теперь, похоже, стану фанаткой этого спектакля :)
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

skazka_bochki
skazka_bochki

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by phuck