skazka_bochki (skazka_bochki) wrote,
skazka_bochki
skazka_bochki

Category:

Отец

Пьеса А. Стриндберга, написанная в 1887/88 годах. "Премьера 12 января 1888 года в стокгольмском Новом театре закончилась скандалом: часть зрительниц во время представления в знак протеста покинули зал".


Бывший военный, ученый (области, в которых женщины мужчин не могут догнать), навязывает жене своё решение относительно судьбы их единственной дочери (из которой мать хочет сделать художницу, бабушка - спиритуалистку, кормилица - баптистку), - она должна уехать из семейного гнезда, поселиться в городе и получить профессию учительницы, что пригодится ей и как замужней женщине, чтобы воспитывать своих детей, и, если Берта не выйдет замуж, обеспечит в будущем свой кусок хлеба.
Сама девушка согласна с отцом, но больше всего жаждет, чтобы родители не ссорились.
Жена Ротмистра, Лаура, решает проблему мастерски: объявляет мужа сумасшедшим и получает неограниченное право распоряжаться судьбой дочери (которого, по шведским законам, нет у жены полноценного мужа), а заодно и личную свободу, обеспеченную материально пенсией супруга.
Удаётся ей провернуть это дельце благодаря дьявольской уловке: она заявляет мужу, что он не является отцом её дочери. Любой мужчина легко сойдёт за сумасшедшего после такой новости, чем коварная Лаура и воспользовалась.

Кормилица надевает на Ротмистра смирительную рубашку; сообразив, что произошло, Адольф просит накинуть на него военный мундир и умирает от удара, упав на колени кормилицы.
Вот он, мужчина, побежденный женщинами:(. Не могу на него глядеть спокойно.


Ясная и сильная вещь. Мне даже чуть больше нравится, чем "Жюли".
Хорош уместный парафраз из "Венецианского купца" Шекспира:
Парафраз Шейлока
Сравним:
"Да разве у жида нет глаз? Разве у жида нет рук, органов, членов тела, чувств, привязанностей, страстей? Разве не та же самая пища насыщает его, разве не то же оружие ранит его, разве он не подвержен тем же недугам, разве не те же лекарства исцеляют его, разве не согревают и не студят его те же лето и зима, как и христианина? Если нас уколоть – разве у нас не идет кровь? Если нас пощекотать – разве мы не смеемся? Если нас отравить– разве мы не умираем? А если нас оскорбляют– разве мы не должны мстить?" (Перевод Т. Л. Щепкиной-Куперник, 1958).

Ги де Мопассан в новелле "Бесполезная красота", 1890 года, тоже строит сюжет на основе этого универсального мужского кошмара.
Графиня де Маскаре 11 лет в браке. Семь детей. Чтобы прекратить деторождение, клянется мужу, что один ребенок - не его. Через шесть лет мужниных мучений берет свои слова обратно.

Дуэтом с "Фрекен Жюли" "Отец" позволяет наглядно проиллюстрировать теорию Стриндберга о "войне полов". Мне кажется, студентам "Отца" даже легче было бы осваивать, чем "Жюли": идея любви-ненависти в "Отце" не осложнена теми же взаимоотношениями господ и слуг, и поэтому выпуклее, четче именно в этой пьесе.
Tags: Стриндберг
Subscribe

Posts from This Journal “Стриндберг” Tag

  • Юлия и Элоиза

    Самую читаемую книгу XVIII века в XXI никто не может одолеть:(. Юлия между Сен-Прё (слева) и мужем, де Вольмаром. Элоиза и Абеляр застигнуты…

  • Дети Адама и Евы

    Простой, казалось бы, вопрос: если уж мы про Адама и Еву знаем, то про детей их - тем более должны. Но нет в этом деле ясности: Версий много:…

  • Стриндберг, компромиссы и мы

    В драме "Отец" Стриндберг даёт чёткую художественную иллюстрацию идеи, лежащей в основе его теории "войны полов", которая ведётся между мужем и женой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments