skazka_bochki (skazka_bochki) wrote,
skazka_bochki
skazka_bochki

Categories:

Из лекций С. З. Агранович

Первая, вторая и третьи лекции по фольклору (сказка и миф) для психологов. Самые яркие моменты, которые мне запомнились:
gfx_15

Откуда приметы про порог? Почему в деревнях особое отношение к порогу - он должен быть чистым, но на нём режут кур, например, а потом отмывают кровь? Не любят держать открытыми окна, но распахивают настежь дверь? Оказывается, когда-то под порогом хоронили умершего родственника, и он становился стражем, оберегающим дом от внешних, враждебных духов. Поэтому место, где он находится, нужно чтить: кровь, жир с птицы - это ему приношение. Окна же никем не защищены, значит, лучше их держать закрытыми.
Невесту жених должен на руках не где попало носить, а перенести именно через порог - сама она пройти не сможет, так как пришлая, чужая (жениться нужно было обязательно на чужих, живущих хотя бы через реку); чтобы дух-предок принял её, невеста, едва встав на ноги, бросалась его угощать: отправляла в печь красного петуха, за ним - куски теста, заранее подготовленные свекровью или старшей родственницей жениха.

Яйцо - символ жизни, мира, возрождения. Мир представлялся огромным человеческим телом (отсюда у Шекспира "Мир вывихнул сустав"). Традиция красить яйца - языческая; почти до XVII века в гроб клали крашенные луковой шелухой яйца, чтобы умерший мог возродиться к новой жизни. Когда-то яйца окрашивали кровью - поэтому багряный цвет - самый близкий к традиции.

Вырин - это Кощей (и Самсон Вырин у Пушкина - конечно же, не случайно наделён этой фамилией), властитель Вырея, Ирея - царства мёртвых.
По представлениям древних, мир устроен так: посредине земли растет мировое древо (у славян - берёза, у немцев - дуб, у скандинавов - ясень); ветви дерева - в верхней части мира, по стволу бегают животные-медиаторы (белки, змеи, мыши), корни уходят в область мёртвых и золота (там, в корнях, духи предков, которые могут передать нам свою силу, поэтому, когда мы стучим по дереву, мы как бы стучим по стволу мирового дерева, чтобы достучаться до корней и призвать предков помочь нам, защитить нас).
Бояться мышей - следовать велению древней памяти, так как мышь - медиатор, соединяет царство мертвых и людей, может повести себя непредсказуемо, очень часто - враждебно.

Игра "Ладушки, ладушки" - это общение, прикасание ладонями к умершему предку: ребёнка с детства приучали не бояться соприкосновений с миром мертвых: "Где были - у бабушки; что если - кашку? что пили - бражку" - это описание поминок. Так же и игра в жмурки: жмурик - это покойник; тот, кто водит, с завязанными глазами - играет смерть, слепую, и нужно увернуться от неё, чтобы самому жмуриком не стать. Навка - очень страшная фамилия, связанная с душами умерших, прилетающих поклевать зерна: обычай сыпать зерно на могиле для них - языческий.

Тоска - когда умерший тоскует по живым, хочет с ними увидеться.
Печаль - когда живые тоскуют по умершему, ходят с ним повидаться.

Конечно, это только десятая часть лекций; фиксирую то, что сразу прочно запомнилось.
Софья Залмановна меня так напугала и растревожила - любой фильм ужасов просто жалок по сравнению с её замечательным курсом!)

Вторая лекция (на ютубе можно почти все найти):
Tags: Литература, Литературоведение
Subscribe

Posts from This Journal “Литературоведение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments